Главная»Деятельность»Режим работы»Стратегия развития воспитания в Российской Федерации

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации

ПРОЕКТ

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2015 – 2025)

 

Введение

Приоритетной задачей ближайших десятилетий XXI века является разработка и реализация стратегии развития воспитания детей как системы деятельности, ориентированной на качественно новый общественный статус социального института воспитания, обновление воспитательного процесса на основе оптимального сочетания отечественных педагогических традиций и современного опыта, создание и укрепление новых механизмов воспитания.

В качестве базовых принципов стратегии развития воспитания определены принципы субъектности воспитания, социокультурного развития, гуманистической направленности воспитания, социальной справедливости и равных возможностей детей при организации воспитательного процесса, единства воспитательного пространства, демократического управле­ния процессом развития воспитания, программно-целевого развития, позитивной социализации и духовно-нравственного становления подрастающего поколения, воспитания граждан демократического общества, способных реализовывать свой личностный потенциал в интересах поступательного развития России, общественного и личного прогресса, осуществлять самостоятельный выбор в пользу гуманистических общечеловеческих и национальных ценностей.

Общие положения

Прогнозирование развития российского общества невозможно без определения ориентиров в социальной политике, в том числе, в образовании и воспитании как подрастающего поколения, так и взрослого населения страны. Стратегия развития воспитания является важной составляющей инновационной основы будущего страны. Именно стратегия должна определить комплекс действий, направленных на обеспечение воспитания подрастающего поколения, адекватной динамике социально-экономических и социально-политических изменений в жизни России.

Конституция Российской Федерации гласит:

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ».

Правовая основа стратегии развития воспитания базируется на положениях Конституции Российской Федерации, которая провозглашает права и свободы человека, гражданский мир и согласие, исходит из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость. Также Стратегия развития воспитания основывается развития на положениях инновационного развития нашей страны, которые изложены в Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., опирается на основные идеи Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, которая утверждает упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации).

Воспитание выступает сущностным компонентом процесса социально-экономического развития в условиях информационного общества. Воспитание и уровень жизни населения как явления социальной жизни взаимосвязаны и взаимозависимы. Очевидна взаимосвязь между материальным состоянием государства, благополучием населения и готовностью граждан к реализации новых социально-экономических потребностей общества. В связи с этим в стратегии развития воспитания должны учитываться социально-экономические изменения в России.

Развитие воспитания в России является стратегическим приоритетом, который предполагает соответствие процесса формирования личностных качеств общенациональному идеалу, приоритетам, ценностям, смыслам деятельности отдельных социальных групп и общества в целом.

Содержание стратегии определяется в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 гг.», Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации
на 2010-2015 гг.», в которых отражаются актуальные и перспективные задачи воспитания молодежи в России.

Психолого-педагогические основания стратегии учитывают отечественный опыт организации воспитательной деятельности и опираются на современные концепции воспитания детей и молодежи, интегрируя основные непротиворечивые позиции различных научных школ и учитывают результаты исследования отечественных и зарубежных ученых, в основе которых лежат культурно ‑ исторический и личностно - деятельностный подходы, опора на активную позицию самого ребенка, его ценностно-смысловые ориентиры, мотивацию самосовершенствования. Эти позиции нашли отражения в признанных педагогическим сообществом теориях формирования воспитательных систем и воспитательного пространства, культурологической и социально-ролевых концепциях и др.

Реализация стратегии предполагает качественные изменения в системе воспитания, которые обеспечат социальное и гражданское становление молодых людей, духовно-нравственную, ценностно-смысловую ориентацию, мотивацию к самоопределению, непрерывному личностному росту, самореализации в жизни, обществе и профессии.

Воспитание как стратегический приоритет

Воспитание является целевой функцией семьи, государства и общества. Субъектами воспитания являются сами воспитанники, родители, педагоги, специальные службы образовательных и иных организаций, реализующих функцию воспитания или социально-педагогического сопровождения социализации и ресоциализации.

Воспитание как педагогический компонент социализации представляет целенаправленный процесс развития личности, основанный на гуманистическом взаимодействии воспитателя и воспитанника. При этом происходит развитие воспитанника как личности и освоение им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества.

Воспитание предполагает целенаправленные действия по интеграции человека в общество, освоению им комплекса нравственных норм и социальных ролей, осуществляется через включение воспитанников в различные виды социальных отношений.

При этом решаются две группы задач: соци­альной адаптации и социальной автономизации личности. Социальная адаптация предполагает активное приспособление индивида к условиям социальной среды, а социальная автономиза­ция - реализацию совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, ее самооценке. Результатом социализации человека является со­циальная активность – реализуемая готовность к социальным дейст­виям, которая проявляется в сферах.

Воспитание как многосторонняя поддержка развития личности, предполагает количественные и качественные новообразования в человеке и направлено на реализацию его потенциальных возможностей.

Воспитание как средство трансляции культуры, предполагает формирование у детей способности к самостоя­тельному ос­воению социокультурного окружения в пределах, уста­новленных в данном обществе.

Идеальная цель воспитания отражается в принимаемом обществом нравственном идеале, определяет персонифицированные и процессуальные цели воспитания, которые отслеживаются в реальных результатах воспитательной деятельности. Таким идеалом является свободный, ответственный, высоконравственный, творческий гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, за сохранение мирной среды, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Цель, задачи и основа стратегии

Цель Стратегии – развитие на межведомственной основе в период до 2025г. государственно-общественной системы воспитания Российской Федерации, обеспечивающей формирование российской гражданской идентичности, консолидацию общества, укрепление моральных основ общественной жизни, успешную социализацию детей и молодежи, свободное духовно-нравственное развитие каждого гражданина, его самоопределение в мире нравственных ценностей, духовных и культурных традиций многонационального народа Российской Федерации, межкультурного понимания и уважения, осознания своей человеческой общности, ответственности за сохранение мира на Земле, совершенствование мира вокруг себя.

Основа Стратегии– базовые национальные ценности российского общества, закрепленные Конституцией Российской Федерации:

  • патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;
  • социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
  • гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
  • семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
  • здоровье – здоровый образ жизни, здоровье физическое, социально-психологическое и духовное, физическая культура и спорт;
  • образование – знание, компетентность, самоопределение и самореализация в образовании, накопление человеческого капитала, образование в течение всей жизни;
  • труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, развитие человеческого капитала;
  • наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
  • традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, религиозное мировоззрение как часть сложной картины мира современного человека, толерантность, формируемая на основе межконфессионального диалога;
  • искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
  • человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество;
  • природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.

Задачи стратегии:

‑консолидировать российское общество; повысить доверие граждан к друг другу, обществу и государству, к собственному будущему и будущему России;

‑обеспечить государственную поддержку семейного воспитания на основе повышения уровня социальной и правовой ответственности родителей за воспитание детей, формирования их педагогической, создание благоприятных условий для развития ребенка на основе взаимодействия семьи, образовательных организаций и других социальных институтов;

‑повысить эффективность воспитательной деятельности образовательных организаций: дошкольных, школьных, дополнительного, профессионального образования и социально-педагогической поддержки позитивной социализации детей и молодежи;

‑создать стабильную систему социально-педагогической поддержки уязвимым категориям детей, подростков, молодых людей, способствующую их реабилитации и полноценной интеграции в общество, используя подходы инклюзивного образования, технологии формирования доступного и безопасного воспитательного пространства

 

Приоритеты государственной политики развития воспитания

‑защита прав и соблюдение законных интересов каждого ребенка, подростка, молодого человека, включая право каждого на ценностное самоопределение;

‑интеграция программ воспитания в основные виды деятельности обучающихся в общем и дополнительном образовании, обращение каждой из базовых национальных ценностей в воспитательную задачу в содержании образования;

‑сбережение и укрепление физического, психического, социального и духовного здоровья ребенка, подростка, молодого человека;

‑сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа Российской Федерации, реализация права на изучение родного языка;

‑создание условий для достижения профессионализма, высокой квалификации и нравственности в воспитании каждого ребенка, подростка, молодого человека и социально-педагогической поддержки их семей;

‑развитие социально-педагогического партнерства субъектов воспитательно-образовательного процесса (государства, образования, науки, семьи, традиционных религиозных и общественных организаций, организаций культуры и спорта, СМИ, бизнес-сообществ) в совершенствовании содержания и условий воспитания подрастающего поколения граждан России.

Воспитание в XXI веке

Воспитание и институты воспитания в информационную эпоху

Новые способы обработки и передачи информации с помощью Интернета является достижением человеческого разума. Получение и усвоение информации представляет собой важнейшее средство для осуществления целей, сформулированных самим человеком.

Свободный ответственный гражданин – это человек, обладающий внутренней свободы, который осознает себя хозяи­ном своей судьбы и поступает в соответствии с принятыми им принципами жизни, выбор которых он делает самостоятельно. Он должен осознавать свою неповторимость, индивидуальность и в соответствии с этим искать свою нишу в условиях реального существования.

Свободный ответственный гражданин имеет духовно-нравственную основу существования, поскольку доминирующие нравственные ценности и регламентируют его взаимодействие с окружающей средой и стимулируют его активность.

Семья как ведущий институт воспитания

Семья призвана обеспечить разумную организацию жизни ребенка, помочь ему усвоить положительный опыт жизни и труда старших поколений, накопить ценный индивидуальный опыт деятельности, привычек, отношений.

Последовательное укрепление социально-педагогических отношений семьи и образовательных организаций связано с решением следующих задач:

‑государственная поддержка семейного воспитания, включающая разработку системы мер по повышению социального статуса семей с детьми, по обеспечению материального благополучия в семье, создание правовых основ, гарантирующих успешность семейного воспитания, охрану прав ребенка в семье, созданию условий для участия семьи в воспитательной деятельности образовательных организаций и других социальных институтов;

‑расширение инфраструктуры семейного отдыха, семейного образовательного туризма в каникулярное время;

‑организация учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников, предусматривающих совместную работу детей и родителей;

‑поддержка активного участия родителей в реализации воспитательных программ образовательной организации.

Воспитание гражданина

В полиэтнической, поликультурной, поликонфессиональной России невозможно ценностно-нравственное единство страны без его формирования уважения и равных прав каждого народа России. Эффективное внедрение современных программ гражданско-патриотического воспитания, направленных на формирование российской гражданской идентичности, культуры толерантности, социальной компетентности в сфере этнического и межконфессионального взаимодействия, готовности к защите Отечества и позитивного отношения у молодых людей к службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации создаст условия для проявления детьми и молодежью качеств гражданина в социально одобряемых поступках и участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы.

Духовно-нравственное воспитание

Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в котором детям и молодежи передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, для освоения ими системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей народа Российской Федерации. Задачи воспитания тесно связаны с процессом духовно-нравственного развития личности и осуществляется в процессе социализации, последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом. Уважение к прошлому ради будущего – выбор духовно-нравственного поколения.

Воспитание как позитивная социализация и развитие личности

Воспитание обеспечивает социализацию личности, программирует параметры ее развития с учетом многогранности воздействия различных факторов. Воспитанию присущи следующие функции:

‑диагностика природных задатков, теоретическая разработка и практическое создание условий их проявления и развития;

‑использование положительных факторов в развитии качеств личности;

‑воздействие на социальные условия, устранение и преобразование (по возможности) негативных средовых влияний;

‑развитие способностей, обеспечивающих приложение сил в разных сферах деятельности: научной, профессиональной, творческо-эстетической, конструктивно-технической и т.д.

В ряду приоритетных механизмов, форм и технологий совместной деятельности субъектов воспитательного процесса специальное внимание в уделено развитию детской самодеятельности, стимулированию деятельности детских самодеятельных объединений.

В процессе воспитания создаются условия для формирования у детей мотивационно-ценностных ориентаций, коммуникативных способностей, интеллектуальных, эмоционально-волевых и других качеств личности, а также для поддержки талантливых и одаренных детей.

Воспитание и профессиональный выбор

В профессиональной образовательной организации происходит формирование профессиональной идентичности, понимания себя в будущей профессии, понимания своего собственного значения в решении производственных и экономических задач. В образовательной организации среднего и высшего образования происходит понимание молодым человеком собственных возможностей и возможностей реализации своих потенциалов. Выбор профессиональной деятельности во многом способствует тому, что человек, выбравший это направление в жизни, стремится к определенной самореализации, выбирает новое поле для реализации в новой для себя деятельности.

Предлагаемые меры

1.Поддержка семьи и развитие системы поддержки семейного воспитания, педагогическое просвещение.

Одной из существенных составляющих воспитания и социализации обучающихся является повышение педагогической культуры их родителей (законных представителей).

Реализация стратегии развития воспитания предполагает поддержку семейного воспитания на основе повышения педагогической грамотности родителей и развития новых подходов к организации взаимодействия семьи и других субъектов воспитания.

К числу первостепенных задач поддержки семьи и развития системы поддержки семейного воспитания выступают:

‑выработка эффективных методов повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся;

‑непосредственное информирование родителей специалистами (педагогами, психологами, врачами и т.п.);

‑организация встреч родителей, обучающихся, педагогов для согласования интересов, позиций и способов взаимодействия по решению конкретных вопросов, открытое обсуждение имеющихся проблем.

2.Воспитание и педагогическая поддержка личностного развития в системе общего (в детском саду и школе) и дополнительного образования детей.

Воспитание в дошкольных образовательных организациях предполагает полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования; содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничество с семьей; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); учет этнокультурной ситуации развития детей.

В соответствии с требованиями ФГОС в процессе учебной и внеурочной деятельности в образовательных организациях должны формироваться личностные результаты образовательной деятельности, которые предполагают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

3.Духовно-нравственное воспитание и социальные институты воспитания.

‑повышение общественного статуса духовно-нравственных ценностей;

‑обновление содержания и структуры воспитания на основе отечественных традиций и современного опыта;

‑реализация мер по всемерному повышению роли семьи в духовно-нравственном становлении растущей личности; выявление позитивного опыта духовно-нравственного воспитания;

‑разработка эффективных технологий межведомственного и сетевого взаимодействия социальных институтов воспитания в обеспечении сотрудничества в решении нравственно-воспитательных задач;

‑повышение роли научно-теоретического знания в эффективном решении актуальных проблем.

4.Усиление воспитательных возможностей информационных ресурсов (СМИ и Интернет):

‑разработка концепции и поддержка социальной рекламы стратегии развития воспитания в Интернете;

‑принятие пакета программ формирования культуры пользования Интернетом, профилактики компьютерной игровой зависимости у детей и подростков, в том числе – мер, направленных на расширение законодательной базы, экономического и налогового стимулирования разработчиков компьютерных игр с целью обязательного внедрения характеристик игр, препятствующих формированию компьютерной игровой зависимости;

‑введение государственной системы психолого-педагогической экспертизы и сертификации компьютерных игр, обучающих программ, электронных учебников;

‑обеспечение подготовки специалистов по проблемам медиаобразования; обобщение и распространение технологий медиаобразования в воспитании.

5.Поддержка детских и молодежных общественных объединений и организаций.

Реализация стратегии развития воспитания предполагает формирование нормативно-правового поля взаимодействия детских и молодежных общественных объединений с образовательными организациями общего, профессионального и дополнительного образования.

В процессе реализации стратегии развития воспитания детские и молодёжные объединения и организации раскрывают свой воспитательный потенциал через следующие позиции:

в цели – выход на защиту социальных прав детей;

в содержании деятельности – использование вариативно-программного подхода, направленного на всестороннее раскрытие лидерского и творческого потенциала ребенка в общественно - значимой деятельности;

в организации – свободное структурирование внешних и внутренних связей субъектов общественной деятельности;

в составе участников – разновозрастность.

6.Воспитание культуры труда и профессиональное самоопределение.

В образовательные программы должны быть введены, как обязательный элемент, программы воспитания профессионала (профессиональной культуры), в т.ч. путем формирования развивающей образовательной среды, моделирующей профессиональную среду, обеспечивающую раннее включение обучающихся в систему профессиональных отношений, погружение в профессиональную деятельность с принятием на себя ответственности за решаемые задачи
с осознанием ценности результатов труда, их социального значения.

Обеспечить расширение социального партнерства сферы образования и сферы труда в части профессионального самоопределения обучающихся, формирования осознанной и ответственной профессиональной позиции.

7.Физическое воспитание, воспитание культуры здорового образа жизни.

Расширение возможностей физического воспитание детей и молодёжи должно быть направлено на поддержку физического развития детей и молодежи, на приобщение к физической культуре и спорту, на охрану и укрепление здоровья, закладывание ценностей и основ здорового образа жизни.

Включение физической культуры в специально организованный воспитательный процесс через решение задач формирования:

‑основных жизненно важных двигательных умений и навыков;

‑устойчивого интереса к занятиям физической культурой;

‑морально-волевых качеств (честности, решительности, смелости, настойчивости и др.);

‑создание условий для развития интереса к успешной сдачи норм ГТО всех возрастных групп.

8. Профессиональный и личностный рост педагога в области воспитания.

Разработка и реализация в организациях среднего, высшего и дополнительного профессионального образования (педагогических, культуры, спорта и пр.) образовательных программ, обеспечивающих подготовку, переподготовку кадров и повышения квалификации для решения задач воспитания и социализации молодежи, в том числе использование дистанционных форм и конкурсных процедур повышения профессионального и личностного роста педагога в области воспитания.

9. Фундаментальные и прикладные исследования феноменов детства, семьи и воспитания.

Национальная стратегия развития воспитания предполагает проведение исследовательской деятельности, направленной на:

‑обоснование системы общественно-государственного взаимодействия социальных институтов воспитания на основе социокультурного и системного подходов, правового регулирования, реализации специальных федеральных и региональных программ, системы профилактики социальных рисков, консолидации усилий общества и государства в интересах детства;

‑разработку подходов к построению индивидуальных траекторий развития и жизненного самоопределения детей и молодёжи, качественно нового уровня взаимодействия субъектов воспитательного процесса в образовательных организациях;

‑определение ценностно-мировоззренческих основ воспитания и социализации детей; обоснование критериев формирования ценностно-мировоззренческой базы воспитания и социализации новых поколений на основе интеграции и систематизации общепризнанных российских традиций и ценностей, осмысления общенациональных и национальных особенностей страны.


Глоссарий

Базовые национальные ценности – основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.

Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Воспитание – это социально-педагогическая поддержка личности в сознательном построении ею своей ценностно-смысловой сферы в соответствии с культурными нормами и традициями многонационального народа России в различных видах деятельности.

Государственная политика в сфере воспитания – это целенаправленная деятельность органов государственной власти по созданию условий для свободного и сознательного духовно-нравственного развития личности гражданина России. Государственная политика в сфере воспитания – часть общей государственной политики модернизации России, обеспечивающая формирование у подрастающих поколений готовности к непрерывному личностному росту, активному участию в жизни страны, совершенствованию социально-экономических и культурных отношений.

Гражданское общество – общество, способное к самоорганизации на всех уровнях, от местных сообществ до общенационального (государственного) уровня, активно выражающее свои запросы и интересы как через свободно и демократически избранные органы власти и самоуправления, так и через институты гражданского общества, к которым относятся, прежде всего, общественные группы, организации и коалиции, а также формы прямого волеизъявления. Гражданское общество обладает способностью защищать свои права и интересы как через власть и закон, так и путём контроля над властью и воздействия на власть и на правовые нормы. Гражданское общество обязательно предполагает наличие в нем ответственного гражданина, воспитание которого является главной целью образования.

Духовно-нравственное развитие личности – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего, в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.

Инновационная культура – особый стиль современного общественного сознания, основанный на знаниях, умениях и опыте подготовки, внедрения и освоения новшеств в различных областях социальной деятельности, формируемый ценностями и мотивами свободного творения нового. Ценности модернизации задаются политическими установками. Однако политические установки значимы только для небольших социальных групп (политических и отраслевых элит), и даже у представителей этих групп они не всегда переходят в личностные мотивы профессиональной деятельности. Воспитание, социализация, просвещение, социальное служение – важные компоненты инновационной культуры. С их помощью политические установки переводятся в массовое общественное сознание в качестве мотивов инновационного поведения человека.

Инновационное сообщество – система общественных и государственных организаций, а также реализуемых ими программ развития человеческого потенциала (капитала) средствами воспитания, поддерживающая развитие инновационной экономики.

Межэтнический мир и согласие – единство в многообразии, признание и поддержка культур, традиций и самосознания всех представителей многонационального народа Российской Федерации, гарантированное равноправие граждан независимо от национальности, а также политика интеграции, предотвращения напряжённости и разрешения конфликтов на этнической или религиозной основе. Межэтнический мир включает политику толерантности, т. е. признания и уважения культурных и других различий среди граждан страны и проживающих в ней граждан других стран;

Многообразие культур и народов – культурное многообразие, существующее в стране и мире в целом. Для России это существование, диалог и взаимообогащение всех культурных потоков (или слоёв): общенациональной, общероссийской культуры на основе русского языка, этнических культур многонационального народа Российской Федерации и глобальных или мировых культурных явлений и систем. Культурное многообразие и свобода культурного выбора являются условием развития, стабильности и гражданского согласия.

Национальный воспитательный идеал – высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, образовательных организаций, политических партий, религиозных объединений и общественных организаций.

Национальное государство – государство с общей, контролируемой центральной властью, хозяйственно-экономической основой, с общей территорией, с общими историко-культурными ценностями жителей страны. Российская Федерация – национальное государство, имеющее разнообразный этнический и религиозный состав населения и отличающееся большой региональной спецификой.

Национальное самосознание (идентичность) – разделяемое всеми гражданами представление о своей стране, её народе, чувство принадлежности к своей стране и народу. Основу национальной идентичности составляют базовые национальные ценности и общая историческая судьба.

Нация – государственно-территориальная и политико-правовая общность, существующая на основе общих политических, историко-культурных и духовно-ценностных характеристик и общего самосознания. Такой общностью является многонациональный народ Российской Федерации, представляющий собой многоэтничную гражданскую нацию, включающую этнические общности, которыми в России могут называться «нации» (в этнокультурном и социально-политическом смыслах), национальности и народы. Двойное использование категории «нация» (в общегражданском и этнокультурном значении) не противоречит конституционному положению «мы, многонациональный народ Российской Федерации», означая, что Россия есть национальное государство, а ее народ представляет собой нацию наций.

Нравственно-эстетическое просвещение – вид просветительской деятельности, система информационно-образовательных мероприятий по пропаганде и целенаправленному распространению национальных духовных идеалов, нравственных ценностей, общественно одобряемый, социально значимых моделей поведения средствами отечественного и мирового искусства.

Патриотизм – чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую родину, т.е. город или сельскую местность, где гражданин родился и воспитывался. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству.

Полисубъектность воспитания – активное и согласованное участие в воспитании подрастающих поколений, разработке и реализации государственной политики в сфере воспитания всех заинтересованных социальных субъектов: организаций общего, дополнительного, профессионального и высшего образования, семьи, традиционных религиозных и общественных организаций, организаций культуры и спорта, российской армии, профессиональных сообществ, СМИ.

Просвещение, просветительская деятельность – разновидность неформального образования граждан, целенаправленный процесс информирования граждан об имеющемся социально-культурном опыте (в т.ч. опыте модернизации, развития социальных и экономических отношений, опыте личностного саморазвития, успешной и нравственной жизни), система информационно-образовательных мероприятий по пропаганде и целенаправленному распространению информации, научных знаний, духовно-нравственных идеалов, традиционных моральных норм и нравственных ценностей. Просвещение – важный фактор духовной консолидации общества, необходимое условие осуществления политики модернизации.

Развитие – процесс и результат перехода к новому, более совершенному качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему, к некоей степени духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности и пр.

Социализация – процесс усвоения человеком знаний, норм и ценностей, социального и культурного опыта, становления гражданина, способного успешно жить в обществе и решать задачи его развития. Социализация включает в себя воспитание - управляемый процесс социально-педагогической поддержки духовно-нравственного развития личности - и спонтанные социальные процессы и события, оказывающие влияние на личность.

Социальное служение – наиболее активная, действенная часть социализации, добровольное, сознательное участие граждан в решении общественно-значимых задач. Социальное служение – общественный «двигатель» процессов модернизации, генератор смыслов и мотивов участия личности в развитии общества.

Формирование национальной идентичности – формирование у личности представления о многонациональном народе Российской Федерации как о гражданской нации и воспитание патриотизма.

Человеческий капитал – совокупность индивидуальных и коллективных способностей, реализация которых позволяет человеку и обществу качественно развиваться в деятельности, расширять меру своих реальных возможностей.